© 2024 «Зеленоград24» современный городской портал Зеленограда
https://zelenograd24.ru/pressroom/society/detail/200907/

Смерти у храбрых нет, у храбрых есть только бессмертие!

Общество 21.04.2015 09:47
Экипаж ДБ-3. Фото предоставлено Ренатой Филипповой

Подвиг советских летчиков в годы Великой Отечественной войны.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне портал «Зеленоград24» публикует воспоминания жительницы Зеленограда Ренаты Филипповой.

Я – Филиппова Рената Леонидовна (до замужества Травкина), родилась в октябре 1935 года, являюсь участницей блокады Ленинграда. В 2015 году мне уже исполнится 80 лет.

К 70-летию победы в Великой Отечественной Войне я решила рассказать о подвиге своего отца, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не возвратился с боевого задания 15 июля 1941 года.

Нелегко приходилось в те дни 1-му минно-торпедному авиационному полку. Не были возмещены потери в машинах, не хватало летчиков. Боевым экипажам выпадало по три-четыре вылета. Даже те, которые направлялись на разведку в Балтийское море, обязаны были предварительно залетать на линию фронта для нанесения бомбовых ударов по войскам противника. Летно-технический состав не покидал аэродрома. Экипажи отдыхали и принимали пищу возле самолетов, по нескольку суток не раздевались. В любую минуту могла прозвучать команда «На взлет!». На боевые задания уже не назначались штатные эскадрильи. Вылетали, как правило, сборные группы экипажей из летного состава разных подразделений — те, что по своему физическому состоянию могли лететь. Больших усилий требовала организация ночных вылетов. В основном в эти полеты включался командный руководящий состав, как наиболее опытный, — от командира звена и выше.

Командиром одной из эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович. В его экипаже был и мой отец – старший сержант Травкин Леонид Васильевич. Считалось, что самолет ДБ-3 под командованием Шевлягина не вернулся с боевого задания и пропал без вести.

26 декабря 1970 года в газете «Ленинградская правда» я прочитала очерк «Красная звезда на обелиске». Так, через 25 лет я узнала, как погиб и где похоронен мой отец. Вот как это было.

Самолет эскадрильи 1 минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота 15 июля 1941 года вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива. Самолеты отрывались от земли с полной боевой загрузкой. После выполнения боевого задания два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами р. Плюссы большой группой фашистских мессершмиттов. В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов. Слишком неравны были силы. Один из бомбардировщиков упал и взорвался.

Ранним утром 15 июля жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены ожесточенной стрельбой, сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от нападающих на них со всех сторон фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит и стал падать на деревню. Оставляя за собой шлейф дыма, самолет, беспорядочно кувыркаясь, пошел вниз, упал и взорвался. Судя по тому, что он падал на деревню, жители поняли, что летчики были уже убиты. В горящем самолете рвались патроны и снаряды. Возник пожар. Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков. У одного из них нашли не обгоревший документ и установили имя погибшего – лейтенант Шевлягин Анатолий Михайлович. Это был командир экипажа ДБ-3.

Останки героев похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа». Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы.

Долгое время члены экипажа самолета ДБ3 считались пропавшими без вести. К поискам подключились Центральный военно-морской музей, редакция газеты «Страж Балтики», политический отдел авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота. После длительных поисков установили и имена остальных погибших. Вместе с командиром погибли штурман звена лейтенант Павлов Василий Александрович, стрелок-радист старший сержант Травкин Леонид Васильевич и воздушный стрелок Шемелев Петр Павлович.

Второй самолет упал в районе болота и, видимо, там затонул. Вскоре после этого в деревню нагрянул карательный отряд эсэсовцев. Через некоторое время на том месте, где находилась деревня, из 40 дворов осталось всего 4.

9 мая 1971 года в деревне состоялся многолюдный митинг, посвященный 30-летию со дня гибели славного экипажа самолета и открытию памятника, посвященного героям-летчикам. Над ним водрузили звездочку из небьющегося красного стекла.

Надпись на стеле гласит:
СОКОЛАМ ХРАБРЫМ – 
ГЕРОЯМ ОТВАЖНЫМ 
ПАВШИМ ЗА РОДИНУ 
ВЕЧНАЯ СЛАВА!

Золотом сияют на граните имена четырех патриотов, которые сложили здесь свои головы, сражаясь с врагом за свободу и счастье народа. Вместе с дочерью мы часто приезжаем в деревню Медвежок, где пролилась кровь моего отца. После Медвежка отправляемся на место захоронения в братской могиле г. Сланцы.

Мой отец, Травкин Леонид Васильевич, принимал участие и в Финской войне, где был награжден орденом Красной звезды. Я тщательно храню все вырезки из газет, в которых упоминается мой отец, а также множество фотографий.


Если у вас есть родные или знакомые, участники Великой Отечественной войны, и вы хотите поделиться их историями, присылайте рассказы на адрес электронной почты: news@zelenograd24.ru